Сегодня 25 февраля 2018 года, воскресенье
February 13, 2018

О взаимодействии Управления Россельхознадзора по Тверской области с органами местного самоуправления в рамках осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля в 2017 году

/uploaded-files/news/9440/Россельхоз (1).jpgПорядок взаимодействия органов государственного земельного надзора и органов муниципального земельного контроля установлен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» (далее – Правила взаимодействия).

На территории Тверской области порядок осуществления муниципального земельного контроля регламентирован постановлением Правительства Тверской области от 14.07.2015г. №321-пп «Об утверждении порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Тверской области».

В 2017 году полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Тверской области исполняли 50 органов местного самоуправления, в том числе: 33 муниципальных района, 2 городских поселения и 15 сельских поселений.

Законодательством установлено, что органы муниципального земельного контроля обязаны проводить работу по планированию своей контрольной деятельности. Предварительное планирование контрольных мероприятий обеспечивает исключение дублирующих проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и соблюдение установленной периодичности проведения плановых проверок.

Согласно Правилам взаимодействия, ежегодные планы проверок в рамках муниципального земельного контроля подлежат  согласованию с территориальными органами государственного земельного надзора.

На территории Тверской области согласование проектов планов осуществляется Управлением Россельхознадзора по Тверской области.

В 2017 году в Управление поступило на согласование 55 проектов планов муниципальных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из которых 49 было согласовано, в остальных случаях направлены решения об отказе в согласовании (в 2016 году поступило 30 проектов планов, согласовано 20 планов).

Основаниями для отказа в согласовании послужили нарушения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 №489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В получивших отказ в согласовании проектах были допущены типовые ошибки:  не указаны основания для проведения проверки, в проект плана включены физические лица, внесенные в план проверок юридические лица или индивидуальные предприниматели уже включены в план проверок Управления.

В рамках взаимодействия в 2017 году в Управление поступило на рассмотрение 243 материала муниципального земельного контроля по 591 земельному участку сельскохозяйственного назначения. По результатам рассмотрения представленных материалов Управлением  возбуждено 232 административных дела по 343 земельным участкам (в 2016 году поступило на рассмотрение 155 материалов муниципального земельного контроля, из которых возвращено 32 материала; по результатам рассмотрения представленных материалов Управлением возбуждено 123 административных дела).

Отказ в  возбуждении административных производств произведен Управлением по следующим причинам: некорректное оформление административных материалов, нарушение процедуры проведения проверок, проведение внеплановых проверок без согласования с органами прокуратуры, нарушение сроков проведения проверок.

В отдельных случаях органами местного самоуправления был  неправильно квалифицирован состав административного правонарушения, в связи с этим материалы проверок направлялись в орган, не уполномоченный на рассмотрение данного дела.

Наряду с нарушениями, допускаемыми органами местного самоуправления при планировании проверок и осуществлении муниципального земельного контроля,  проведение контрольно-надзорных мероприятий не всегда способствовало устранению выявленных нарушений, так как  не всеми органами местного самоуправления по результатам проведенных проверок выдавались предписания.

С целью повышения эффективности муниципального земельного контроля Управление в рамках полномочий постоянно взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области. Особое внимание уделяется проведению информационно-просветительской работы, направленной как на повышение квалификации лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, так и на повышение уровня правовой грамотности землепользователей.

На официальном сайте Управления в разделе «Нормативные документы» размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю.

В разделе  сайта «Информация о проверках органов исполнительной власти» публикуются сведения о проведенных в отношении органов местного самоуправления проверках и выданных им предписаниях.  В  2017 году размещено 9 материалов о результатах проверок органов местного самоуправления в сфере земельного надзора. Также в разделе «Новости» публикуются материалы о выявленных нарушениях земельного законодательства и принятых по ним мерах, в том числе по делам, возбужденным Управлением по предоставленным в рамках муниципального земельного контроля материалам.

Руководители муниципальных образований систематически привлекаются Управлением для участия в подготовке репортажей на местном телевидении, организованным с целью освещения выявленных в муниципальном образовании нарушений в сфере земельного надзора. Так, в 2017 году из 12 репортажей, организованных Управлением, в четырех телесюжетах ситуацию по выявленным нарушениям в поселении комментировали главы администраций соответствующих поселений.

В целях профилактики нарушений Управлением разработано руководство по соблюдению действующих обязательных требований земельного законодательства «Памятка землепользователю», предусмотренное для передачи в муниципальные образования для размещения на информационных стендах администраций районов, поселений и других заинтересованных учреждений.

Управлением проводятся Публичные обсуждения с анализом правоприменительной практики и проведенных контрольно-надзорных мероприятий, на которые в том числе приглашаются представители органов местного самоуправления.

По итогам проведенных в 2017 году Публичных обсуждений в адрес глав администраций муниципальных образований Тверской области Управлением направлены письма с разъяснением законодательства в рамках осуществления контрольной деятельности в области муниципального земельного контроля.

 Управление продолжает оказывать консультационную поддержку органам местного самоуправления с целью повышения юридической грамотности при проведении муниципального земельного контроля и  недопущения типовых ошибок при проведении проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий. В 2017 году дано 293 консультации по вопросам осуществления муниципального земельного контроля, государственного земельного надзора, и взаимодействия при их осуществлении.

В 2017 году в адрес  глав администраций муниципальных образований Тверской области Управлением направлена информация о проведении ФГБУ «Тверская МВЛ» обучения слушателей по программе дополнительного профессионального образования «Земельный контроль на муниципальном уровне».

В начале 2017 года Управлением было направлено обращение губернатору Тверской области Игорю Рудене по анализу состояния  муниципального земельного контроля и о содействии в его активизации.

В результате в 2017 году наметилась тенденция к повышению активности органов местного самоуправления: число поступивших в Управление на рассмотрение материалов возросло на 57 процентов по сравнению с 2016 годом, а число поступивших на согласование проектов планов возросло почти вдвое.

В 2017 году обозначилась положительная динамика в пятнадцати районах Тверской области, где началось поступательное движение муниципального земельного контроля по всем направлениям.

Позитивными моментами этого процесса стали своевременность предоставления на согласование проектов планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отсутствие в них ошибок, что позволило Управлению провести процедуру согласования с первого раза.

Повышается юридическая грамотность лиц, ответственных за проведение муниципального земельного контроля, что положительно сказывается на  качестве направляемых в Управление материалов муниципального земельного контроля.

Наряду с этим Управлением отмечено, что в семи районах Тверской области работа по проведению муниципального земельного контроля ведется неудовлетворительно: уполномоченными на проведение муниципального земельного контроля лицами не предоставляются на согласование в Управление проекты планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, либо направляются  проекты,  не соответствующие установленным требованиям, что приводит к возвратам и повторным согласованиям.

Муниципальный земельный контроль играет важнейшую роль в процессе сохранения и  оптимальной эксплуатации земельных ресурсов, в предотвращении всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, порчи, зарастания.

Особая роль земельного контроля муниципального уровня заключается в обеспечении  бережного и рачительного отношения к землям сельскохозяйственного назначения, в максимально внимательном подходе к учету сельскохозяйственных земель.

Учитывая  вышеизложенное, Управлением в 2018 году будет продолжена работа по налаживанию взаимодействия с органами местного самоуправления  в целях  совершенствования муниципального земельного контроля и  повышения его результативности.