Сегодня August 23, 2017, Wednesday

В сфере земельного надзора

- В отношении каких земель Россельхознадзор осуществляет государственный земельный надзор?

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет контроль и надзор за землями сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества

- Недалеко от моего земельного участка расположена свалка. Есть ли данные, как это влияет на плодородие земель

Свалки твердых бытовых отходов негативно влияют на плодородие почв, которое является сложной системой, в которой все процессы взаимосвязаны. Исключение или ослабление какого-либо составляющего ведёт за собой изменение всего состава почвы и потере ценных её качеств, что снижает продуктивность растений.
Наличие свалок на землях сельхозназначения приводит к химическому и биологическому загрязнению почв, снижению содержания органических веществ, образованию биогаза и уплотнению грунта.
Загрязняющие вещества вызывают гибель живых организмов, вырабатывающих гумус, соответственно снижается плодородие почв.
Биогаз вытесняет воздух, присутствующий в верхних слоях почвы, в результате чего у большинства растений, растущих вблизи свалки (особенно у культурных растений), задерживается рост, и они могут даже погибнуть из-за снижения количества кислорода в корнеобитаемом слое. Также с течением времени под свалками происходит уплотнение грунта, меняется механический состав и другие физические свойства почвы.
К тому же занятые свалками земли автоматически выводятся из сельскохозяйственного оборота, то есть не используются по назначению.

- Около нашей дачи некая организация разрыла карьеры и рядом свалила в кучи почву. Куда жаловаться, ведь раньше здесь была пашня?
Земли сельскохозяйственного назначения предназначены для производства сельхозпродукции, поэтому если вы видите на пашне разрабатываемый карьер - это нарушение земельного законодательства.
Случаи снятия или перемещения плодородного слоя почвы часто приводят к его полному уничтожению, так как при производстве незаконных земляных работ верхний плодородный слой как правило складируется с нарушениями, смешивается с нижезалегающим неплодородным грунтом и утрачивает свои свойства. 
Ответственность за незаконное снятие или перемещение плодородного слоя почвы предусмотрена частью 1 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Эти незаконные действия влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
О фактах незаконного снятия или перемещения плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения (карьеры) сообщайте в Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям по телефону (4822) 50-98-01.

- В каких случаях могут изъять земли сельхозназначения у собственника и какие произошли изменения в законодательстве по этому вопросу?

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у собственника в судебном порядке, если он используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв или причинение вреда окружающей среде, а также если в течение трех и более лет подряд с момента выявления факта неиспользования или использования с нарушением законодательства, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В 2016 году внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 03.07.2016 № 354-ФЗ.
Так, срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения теперь включается в трехлетний срок.
Кроме того, в соответствии с новым порядком изъятия, с 01.01.2017г., в случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание, должен направить материалы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для обращения в суд с требованием об изъятии и продаже участка с публичных торгов. Также направляется обращение в Росреестр с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии.
Росреестр будет ежемесячно сообщать в уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, сведения о государственной регистрации перехода прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, указывающие на неиспользование такого земельного участка по целевому назначению или использование с нарушением законодательства Российской Федерации.
По истечении одного года с момента возникновения права собственности на указанные выше земельные участки в отношении их собственников будут осуществляться мероприятия по государственному земельному надзору за соблюдением требований по их использованию по целевому назначению.

- Как проводятся проверки по государственному земельному надзору граждан, имеющих земельные участки сельхозназначения?

Проверки граждан, имеющих земельные участки сельхозназначеия, проводятся на основании ст. 71 Земельного Кодекса РФ, Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля, утверждённого приказом Минсельхоза России от 07.09.2009г. № 411, зарегистрированного в Минюсте РФ 03.11.2009г. № 15164.
Согласно п. 3.1.3. Административного регламента проведение проверки в отношении физического лица осуществляется должностными лицами, указанными в приказе о проведении проверки. Проверка проводится в сроки, указанные в приказе о проведении проверки. Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
В отношении физического лица проводятся плановые и внеплановые проверки.
Плановая проверка проводится на основании плана, утвержденного руководителем территориального органа Россельхознадзора. О проведении плановой проверки физическое лицо уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя или заместителя руководителя территориального органа Россельхознадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Заверенная оттиском печати территориального органа Россельхознадзора, копия приказа о проведении проверки предъявляется должностными лицами гражданину одновременно со служебным удостоверением.
При проведении проверок должностные лица имеют право:
1) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от граждан необходимые для осуществления госземконтроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков сельхозиспользования в составе земель населенных пунктов, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки;
2) посещать при предъявлении служебного удостоверения граждан и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, для проведения проверки при осуществлении государственного земельного контроля;
3) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований земельного законодательства и их последствий;
4) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
5) обращаться в органы внутренних дел и прокуратуры за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения физическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований земельного законодательства;
2) поступление в территориальный орган Россельхознадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
О проведении внеплановой выездной проверки физическое лицо уведомляется территориальным органом Россельхознадзора не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. В случае, если в результате деятельности физического лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление физического лица о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
При проведении проверки должностные лица, проводящие проверку, имеют право отбирать пробы почвенных образцов для проведения их исследований. Отбор проб оформляется актом об отборе указанных проб по установленной форме.
По результатам проведенной проверки составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства в двух экземплярах.

     - Мне назначен штраф за нарушение земельного законодательства. Когда его необходимо уплатить и какие меры предусмотрены за неуплату?

Ответственность за неуплату административных штрафов определена Статьей 32.2  «Исполнение постановления о наложении административного штрафа»  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
Данной статьей установлено, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (за исключением отдельных случаев, предусмотренных положениями настоящей статьи), либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
К лицам, уклоняющимся от уплаты административных штрафов, применяются санкции в соответствии со Статьей 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания».
В соответствии с вышеуказанной статьей, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

- Какие меры применяются к нарушителям земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения за неисполнение предписания?

Ответственность за неисполнение предписания предусмотрена  Статьей 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
В соответствии с частью 25 данной статьи невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

- Как осуществляется процедура изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения?

Федеральным законом от 03.07.2016 №354-ФЗ внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 54 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае: если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде а также если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения теперь включается в трехлетний срок.

Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у собственника может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением.

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области по результатам рассмотрения материалов, предоставленных Управлением Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из вышеуказанных оснований.

- Как оформить отказ от  права собственности на земельный участок гражданам,  если они не хотят или не могут его использовать?

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность отказа от права собственности на земельный участок при условии соблюдения порядка такого отказа, установленного Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии со статьей  56 вышеуказанного закона «Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности», гражданин, желающий осуществить отказ от права собственности, должен соблюдать следующую процедуру:

 1. Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.

2. К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

3. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права.

4. Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю в соответствии с частью 4 настоящей статьи обязан направить уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такие земельный участок или земельную долю, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.